м. Дубровка, ул. Шарикоподшипниковская, 13А, (этаж 2)

Нужна консультация?

+7 (495) 150-66-03

Атрофический кольпит (вагинит)

Атрофический кольпит (вагинит) – это воспалительное состояние влагалища, чаще всего встречающееся у женщин в постменопаузе. Основная причина этого заболевания – уменьшение уровня эстрогена, что является естественным процессом во время менопаузы. Снижение уровня эстрогена приводит к утончению, сухости и уменьшению эластичности влагалищной ткани.

О заболевании

Вагинит связан с естественными гормональными изменениями в организме женщины и не является заразным или вызванным какой-либо инфекцией. Оно может значительно снижать качество жизни, вызывая дискомфорт и проблемы в интимных отношениях.

Атрофический кольпит может также возникать у женщин после лечения рака (например, после химиотерапии или лучевой терапии), в результате которого происходит снижение уровня эстрогена. Кроме того, это состояние может наблюдаться у женщин, принимающих лекарства, подавляющие эстроген, например, при лечении эндометриоза или фибромиомы.

атрофический кольпит (вагинит)

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА

Менопауза

Основная причина атрофического кольпита — это наступление менопаузы, во время которой снижается уровень эстрогенов в организме женщины, что приводит к утончению и сухости влагалищных тканей.

Период после родов и кормления грудью

В этот период также может наблюдаться временное снижение уровня эстрогенов, что может спровоцировать развитие атрофического кольпита.

Лечение рака

Женщины, проходящие лечение рака, особенно если это лечение включает химиотерапию или лучевую терапию в области таза, могут испытывать снижение уровня эстрогенов.

Хирургическое удаление яичников

Эта процедура приводит к резкому снижению уровня эстрогенов, что может спровоцировать развитие атрофического кольпита.

Прием некоторых лекарственных препаратов

Препараты, подавляющие эстроген (например, используемые при лечении эндометриоза или рака груди), могут способствовать развитию атрофического кольпита.

Курение

Курение может ухудшить кровоснабжение влагалищных тканей, что усиливает атрофические изменения, вызванные недостатком эстрогена.

Неактивный образ жизни

Физическая активность способствует улучшению кровообращения, в том числе в области таза, в то время как малоподвижный образ жизни может способствовать развитию атрофического кольпита.

Ослабление иммунной системы

Общее ослабление иммунной системы, связанное с возрастом или другими состояниями, может увеличить риск развития воспалительных заболеваний, включая атрофический кольпит.

Когда нужно обращаться к врачу

При появлении любых из нижеперечисленных симптомов, рекомендуется обращение к врачу,  особенно если они вызывают дискомфорт или влияют на качество жизни. Консультация гинеколога нужна, если симптомы влияют на сексуальную жизнь, в особенности, при возникновении кровотечения после полового акта.

Атрофический кольпит (вагинит)

Симптомы атрофического кольпита

Сухость влагалища

Одно из самых распространенных проявлений, сопровождающееся чувством жжения и раздражения.

Дискомфорт или боль при половом акте (диспареуния)

Сухость влагалища может привести к болезненным ощущениям во время сексуальной активности.

Зуд и жжение в области влагалища

Эти симптомы могут быть вызваны утончением и сухостью слизистой оболочки.

Выделения из влагалища

Могут быть легкими и непостоянными, часто более водянистыми.

Кровотечение после полового акта

Из-за хрупкости и уязвимости влагалищной ткани.

Частые мочеиспускания или мочевые инфекции

Изменения во влагалищных тканях могут повлиять на здоровье мочевыводящих путей.

Уретральный и влагалищный дискомфорт

Неприятные ощущения в области уретры.

Формы атрофического кольпита

Атрофический кольпит, хотя и не классифицируется традиционно по стадиям, как некоторые другие заболевания, имеет различные степени тяжести, которые можно рассматривать как фазы развития. В зависимости от степени утончения влагалищной ткани и сухости, а также других связанных симптомов, атрофический кольпит может проявляться в нескольких формах.

Легкая форма

В этой начальной фазе симптомы могут быть едва заметными или отсутствовать. Влагалищные ткани начинают терять эластичность и увлажнение, но значительного дискомфорта обычно не возникает.

Умеренная форма

В этой фазе симптомы становятся более заметными. Влагалищная ткань становится более тонкой и сухой, что может вызвать дискомфорт, особенно во время полового акта.

Тяжелая форма

В этой стадии наблюдаются выраженные изменения влагалищных тканей. Сухость, зуд, жжение и дискомфорт становятся более интенсивными. Возможно появление микротрещин и кровотечений из-за тонкости и хрупкости влагалищных тканей.

Диагностика

Диагностика атрофического кольпита представляет собой комплексный процесс, который начинается с тщательного сбора анамнеза и заканчивается специализированными тестами и осмотрами. Это позволяет не только подтвердить диагноз, но и исключить другие заболевания с похожей симптоматикой.

Диагностика ЗППП

Медицинский анамнез

Врач начинает с сбора полной медицинской истории пациента. Это включает в себя вопросы о менструальном цикле, дате последней менструации (для определения статуса менопаузы), истории репродуктивного здоровья, любых предшествующих гинекологических заболеваниях, приеме лекарственных препаратов и сексуальной истории.

Физикальный осмотр

Врач проведет тщательный физический осмотр, включая осмотр вульвы, влагалища и шейки матки. Особое внимание уделяется признакам утончения влагалищной ткани, сухости, воспаления, а также наличию любых аномалий или поражений.

Гинекологический осмотр с использованием спекулума

Осмотр с помощью медицинского зеркала позволяет врачу более детально оценить внутреннее состояние влагалища и шейки матки. Врач оценивает цвет слизистой оболочки, наличие выделений, признаки атрофии или воспаления.

Тесты на pH

Нормальный pH влагалища обычно кислый (менее 4.5). Во время менопаузы и при атрофическом кольпите pH может быть выше, что указывает на снижение уровня эстрогена.

Мазок с поверхности влагалища (цитологический мазок)

Этот анализ может помочь определить изменения в клетках влагалищной слизистой, что характерно для атрофического кольпита. Врач оценит толщину эпителиального слоя, наличие типичных клеток и другие изменения.

Исключение других состояний

Важно отличить атрофический кольпит от других возможных заболеваний, таких как инфекционные вагиниты (бактериальные, грибковые), вульвовагинальные дерматозы или даже онкологические заболевания. Для этого могут потребоваться дополнительные анализы, например, культура на флору или биопсия при подозрении на наличие необычных клеток.

Консультации со специалистами

В некоторых случаях может потребоваться консультация с урологом, дерматологом или онкологом для исключения сопутствующих заболеваний.

Лечение

Лечение атрофического кольпита (вагинита) включает несколько подходов, направленных на уменьшение симптомов и улучшение качества жизни. Подход к лечению обычно индивидуален и зависит от тяжести симптомов, общего состояния здоровья пациента и предпочтений женщины.

Местные эстрогенсодержащие препараты

Это один из наиболее часто используемых методов лечения. Местное применение эстрогена в форме кремов, таблеток или колец для влагалища может помочь восстановить ткани влагалища, уменьшить сухость и дискомфорт. Эти препараты обычно имеют минимальные системные побочные эффекты.

Системная гормональная терапия

гормональная терапия при атрофическом кольпите

Если у женщины наблюдаются и другие симптомы менопаузы, такие как приливы, то может быть рекомендована системная гормональная терапия. Однако этот метод имеет более высокий риск побочных эффектов и противопоказаний.

Негормональные смазывающие средства

Вагинальные смазки при атрофическом кольпите

Эти средства могут помочь уменьшить сухость влагалища и дискомфорт при половом акте. Они доступны без рецепта и могут быть полезными, особенно если гормональная терапия противопоказана.

Упражнения для тазового дна при атрофическом кольпите (вагините)

Упражнения для тазового дна и вагинальные тренажеры могут помочь улучшить кровообращение в области таза и усилить эластичность тканей.

Изменение образа жизни

отказ от курения при атрофическом кольпите

Рекомендации могут включать увеличение физической активности, отказ от курения (поскольку курение может усугублять симптомы) и следование диете, богатой фитоэстрогенами.

Консультации и медицинский контроль

медицинские консультации атрофический кольпит

Проведение бесед о сексуальном здоровье, а также обсуждение способов уменьшения дискомфорта во время полового акта. Важно регулярно посещать врача для мониторинга состояния и корректировки лечения при необходимости.

Лечение атрофического кольпита в мц клиника 1

МЦ Клиника 1 расположен в непосредственной близости (20 метров) от метро Дубровка. Мы предлагаем политику умеренных цен, скидки на комплексные услуги и постоянным клиентам.

НаименованиеСтоимость (руб)Код услугиПрием (мин)
Первичная консультация врача акушера-гинеколога2500АиГ0130
Повторная консультация врача акушера-гинеколога1500АиГ0230
Консультация по результатам анализов без назначения лечения1000АиГ4530
Акция Женское здоровье 2000АиГ4630

Позвоните нам или запишитесь на прием к специалисту онлайн

НаименованиеЦена (руб)
Первичная консультация врача акушера-гинеколога2500
Повторная консультация врача акушера-гинеколога1500
Консультация по результатам анализов без назначения лечения1000
Акция Женское здоровье 2000

Позвоните нам или запишитесь на прием к специалисту онлайн

профильные специалисты нашей клиники

В нашей клинике работают только высококвалифицированные специалисты с большим опытом.

Оставьте заявку на консультацию

Мы предоставляем практически все медицинские услуги: диагностика, лечение, оперативное лечение, реабилитация, вакцинация, справки.

Позвоните нам или запишитесь на консультацию к специалисту онлайн

Новости и полезные статьи

Акции терапия и анализы

Комплекс «МИНИМАЛЬНЫЙ» Приём терапевта + ЭКГ + ОАК ◦ Check-up! Программа исследований после перенесённого Covid…